Андрей Прошаков (proshakov) wrote,
Андрей Прошаков
proshakov

Categories:

Как Михаил Юрьевич Лермонтов оказался в аду

1.jpg
В селе Подмоклово Серпуховского района Московской области есть храм, который стал скандально известен в 1900 году благодаря одной интересной истории.
Подмокловский храм Рождества Богородицы был построен в начале XVIII века, а в 1875 г. на средства приходского церковного старосты, серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова, было начато его «возобновление», т.е. капитальный ремонт.
Во время ремонта внутри притвора, образованного закладкою арок; на западе, рядом с выходом из церкви: по древней традиции — появилась картина Страшного суда. По-видимому, она была написана уже в 1882 г. — когда, с разрешения епархиального архиерея, церковь украсил росписями неизвестный художник, на средства всё того же Т.И. Каштанова: подмокловского уроженца и владельца суконной фабрики в Серпухове. Но осенью 1893 г., при ремонтных работах, проведённых очередным церковным старостою серпуховским купцом Василием Ивановичем Каштановым, настенная живопись была поновлена, возможно — с существенным изменением второстепенных её деталей.

Как бы то ни было, в этой композиции Страшного суда, среди грешников, ввергаемых в адский огонь, изображён некто с явными портретными чертами М.Ю. Лермонтова.

2.jpg
Факт этот стал широко известен, когда в столичной газете «Северный курьер» появилась возмущённая заметка её редактора Владимира Владимировича Барятинского (возможно, сына приятеля Лермонтова), призывающая прекратить глумление над памятью любимого многими поэта: «в церкви, в доме молитвы, прощения и братской любви».

В следующем номере «Курьера» появилась ответная статья археолога П. Панкратьева — утверждающая, что Лермонтов повинен «как дуэлист в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям».

Известно, что представители интеллигенции г. Серпухова и Алексинского уезда обращались к тульскому архиерею, в чьём ведении находился приход с. Подмоклово, прося разрешения изменить внешность изображённого на картине грешника — в чём им было отказано.
Среди жителей села утвердилась легенда, будто поэт был изображён в церковной росписи «по приказу владельца с. Подмоклово — за то, что он написал на владельца имения злую эпиграмму, был врагом этого помещика». Действительно, в сер. XIX в. селом владели дворяне Васильчиковы — но то были лишь однофамильцы кн. Александра Илларионовича Васильчикова, который в своё время был мишенью для довольно едких шуток М.Ю. Лермонтова и имел основания считаться врагом поэта (он участвовал как секундант Мартынова в роковой пятигорской дуэли). Однако исследователи истории храма заявляют, что А.И. Васильчиков умер в 1881 г. — т.е. до создания пресловутой картины. Наконец, во 2-ой половине XIX в. церковь Рождества Богородицы в Подмоклово являлась не усадебной, а приходской — и следовательно, содержание росписей, украшавших храм, должен был определять не помещик, а, скорее всего, местный священник с причтом и старостою — и непременно с разрешения вышестоящих духовных властей.

За что же изображение поэта оказалось на этой картине? Возможно, Лермонтов в данном случае осуждался не как личность, а как выразитель определённого идейного течения. Вспомним, что подобным образом и примерно в те же годы изображался Л.Н. Толстой. Лермонтов, не будучи основателем антицерковного учения, подобного толстовству, всё же был одной из культовых фигур русского неоромантизма рубежа XIX-XX в. — а это течение было весьма влиятельным и характеризовалось, среди прочего, «мировой скорбью», богоборчеством — словом, чертами сатанизма. Кроме того, как дуэлянт, Лермонтов считался самоубийцей и, к тому же, был, пожалуй самой приметной фигурой в истории русской дуэли после Пушкина, к которому отношение церкви было не столь суровым — ведь Александр Сергеевич не был убит наповал и успел приготовиться к смерти как подобает христианину.

В начале 1934 г. это изображение было снято со стены и отправлено на реставрацию — с дальнейшим предназначением для антирелигиозного музея, устраиваемого в стенах московского Страстного монастыря. С 1955 г. подмокловская картина включена в экспозицию Музея истории религии и атеизма в Ленинграде (Казанский собор); сейчас она хранится в фондах Государственного музея истории религии в С.-Петербурге.
источник http://izbrannoe.com/







Tags: история в картинках
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment